Психология детей-сирот
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерен целый ряд психологических особенностей.
Несмотря на все трудности, сопровождающие сиротское воспитание, в психоэмоциональном плане дети-сироты находятся в несколько более выгодном положении, чем социальные сироты, зная, что их родители умерли, и осознавая, что их никто не бросал, просто так сложились обстоятельства.
Неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности. С учетом типа темперамента среди них можно отметить следующие.
У ребенка с холерическим темпераментом проявляются:
- агрессивность;
- болезненное честолюбие;
- быстрая истощаемость нервной системы;
- подозрительность;
- завистливость.
Дети-сангвиники становятся:
- сдержанными;
- осторожными;
- уступчивыми;
- скрытными;
- склонными к страхам и неврастении.
У флегматиков развиваются:
- нерешительность;
- робость;
- боязливость.
Как правило, социальные сироты поступают в детский дом из алкогольных семей.
Таким детям свойственна устойчивая привычка ко лжи, так как они вынуждены были скрывать от других правду об алкоголизме их родителей.
Теперь рассмотрим характеристики малышей из дома ребенка. Установлено, что эти дети – наиболее уязвимая категория детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети значительно отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии.
Английский ученый Л. Ярроу, изучая состояние младенцев в приюте, выявил четыре вида их отставания в развитии:
- материнская депривация – отсутствие связи ребенка именно с биологической матерью;
- сенсорная депривация – резкое снижение у ребенка яркости восприятия и разнообразия впечатлений;
- социальная депривация – сокращение общения ребенка с другими людьми;
- эмоциональная депривация – слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение.
Наиболее сложным видом отставания в развитии детей-сирот ученый считал материнскую депривацию, и многие психологи согласны с этим утверждением.
Этой категории детей свойственны полное отсутствие инициативы и интереса к окружающему миру, апатичность к индивидуальному жизненному распорядку и каким-либо волевым проявлениям.
Э. Пиклер: «Ребенок – пассивная кукла в руках взрослого, действует только по определенному указанию, собственной инициативы у него нет. Даже умеющий хорошо сидеть ребенок дает себя кормить лежа, пассивно, с опущенными руками до тех пор, пока взрослый не посадит его на стул к столу, в руки не даст ложку и не предложит есть самостоятельно… Дети постарше, если им точно не говорят, что надо делать, часто беспомощно бродят, слоняются, ждут указаний взрослого. Создается такое впечатление, что они, собственно говоря, живут в совершенном тумане, для них мир – загадочное явление, в котором они не пытаются разобраться. У них нет индивидуального отношения ни к жизненному распорядку, ни к окружающему предметному миру, да и к собственному телу едва проявляют интерес. Их можно поднять, опустить хоть на прежнее место, хоть на новое, в кровать, в манеж или куда угодно – они пассивны».
Многие нарушения, возникающие в связи с материнской депривацией в раннем возрасте, проявляются не сразу, а гораздо позднее.
Н.М. Щелованов доказал, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания, внимания, общения задерживает нормальное развитие.
Особую группу детей, оставшихся без попечения родителей, составляют беспризорные. Различают два типа беспризорных: «уличник» и «из семьи». Первые стремятся к самостоятельности, к подчинению детской среды своему авторитету, уверены в своих силах, имеют практический опыт жизни на улице, знакомы с притонами, ресторанами, азартными играми, сильно подражают взрослым, но недоверчивы к ним, отрицательно относятся к власти.Второму типу, беспризорным «из семьи», характерны нелюдимость и некоторая дикость, пассивность, боязнь практической жизни вне семьи, подчиненность влиянию других, более сильных сверстников-беспризорников. Чаще всего они попрошайничают, собирают бутылки, совершают мелкие кражи, добывая пропитание себе и бомжам-родителям.
Важнейшей проблемой, объединяющей детей всех названных типов, является слабое здоровье.
Также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферы жизнедеятельности.
У них наблюдаются снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем.
Психологи отмечают свойственную этим детям крайнюю ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие познавательной инициативы и целеустремленности. Дети не умеют мечтать, фантазировать, их желания ограничены сиюминутными потребностями.
При этом отмечается целый набор негативных черт характера:
- замкнутость;
- зависть;
- недоверие к людям и миру;
- болезненное честолюбие;
- упрямство;
- эгоизм;
- агрессивность.
Психологи и педагоги отмечают:
- нервозность многих воспитанников;
- повышенную возбудимость;
- подверженность ночным страхам, фантазиям и выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизует ребенка.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального развития.
Неразвитый эмоциональный интеллект. Этим детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми.
В исследованиях Э.А. Минковой приводится эмоциональный портрет воспитанника детского дома, который характеризуется такими чертами, как:
- пониженный фон настроения;
- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
- склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию)
- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
- эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
- повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
- основная направленность эмоций – получение всё новых и новых удовольствий;
- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнеров по игре);
- непонимание эмоционального состояния другого человека;
- чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость.
В исследованиях М.К. Бардышевской выделяется несколько групп детей 3 – 5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома:
- «Избегающие» дети. Эта немногочисленная группа детей характеризуется наиболее тяжелым эмоциональным состоянием воспитанников. Эти дети очень трудно привыкают к жизни в группе, стремятся к уединению. Тяжелое психологическое состояние такого ребенка не безнадежно. Постепенно, хотя и очень медленно, он привыкает к взрослому, который заботится о нем.
- «Цепляющиеся» дети.Такой ребенок активно стремится к контакту со взрослым. Он ищет в нем источник эмоционального тепла и защиты.
- Дети с «недифференцированными» привязанностями – это самая большая группа детей. Им свойственны поверхностные, неупорядоченные, легко меняющиеся эмоциональные связи.
- «Амбивалентные» дети – это дети с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому.
- «Социально-тревожные» дети – это дети, имеющие ранний опыт жизни в семье; им свойственна глубокая, устойчивая избирательная привязанность к «своему» взрослому и страх перед чужими, избегание их.
- «Гармоничные» дети – это также дети, имеющие ранний опыт жизни в семье, но, в отличие от «социально-тревожных» детей, склонных к образованию единственной сильной привязанности, у гармоничных детей формируется сеть привязанностей.
Характерные особенности выпускника детского дома (по исследованиям Ю.М. Мерзлякова):
- отсутствие опыта социальных контактов с людьми (на работе, в сфере обслуживания и т.д.);
- трудности в общении (там, где это общение свободно, где требуется строить отношения);
- не сформированность потребности и способности трудиться;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;
- отсутствие личностного опыта нормальной жизни в семье;
- недоразвитие индивидуальности;
- отсутствие нравственного иммунитета к условиям негативной среды;
- плохое состояние здоровья.
Основные причины, которые провоцируют развитие негативных качеств личностного развития воспитанников детских домов (речь не идет о детях с психическими дефектами):
- социальные условия прежней жизни в неблагополучных семьях или на улице;
- дефицит общения;
- замкнутость в стенах образовательного учреждения;
- постоянное пребывание в коллективе, особенно в условиях переполненности групп;
- характер работы некоторых воспитателей, которые давлеют над всеми действия ребенка жесткой регламентацией, отслеживают каждый его шаг.
(По книге А.М. Шахмановой «Воспитание детей-сирот дошкольного возраста»)