Усыновление и возраст ребенка
« Назад 11.09.2013
Влияет ли возраст ребенка на установление с ним контакта при усыновлении? Попробуем в этом разобраться. Для начала ознакомимся с возрастными особенностями детей, ведь на каждом этапе своей жизни потребности и взаимоотношение с миром разные. - от 0 до 1 года – младенчество. Правильный физический уход за младенцем и его подготовка к общению являются в этот период главными задачами родителей. В это время устанавливается контакт с мамой. И весь мир заключается именно в ней. Именно в этом возрасте ребенок учится реагировать на мир через маму: если мама улыбается, значит все хорошо; мама тревожится – что-то не так и т.п. Поэтому многие усыновители считают, что самое лучшее время для усыновления и налаживания контакта именно этот возраст. - от 1 года до 3-х лет – ранее детство. Развитие идет через исследования и познавательную деятельность. В этом возрасте ребенок узнает иерархию группы (семья) – взаимоотношения, «свои» – «чужие». Роль папы в жизни ребенка становится значимой. - от 3-х до 7 лет – дошкольное детство. В этом возрасте очень важна игровая деятельность. Ребенок познает и учится в процессе игры. Ему нравится помогать взрослым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность. В этом возрасте дети очень активны, что требует большого терпения и выносливости взрослого. - от 7 до 12 лет – младший и средний школьный возраст. В семь-девять ребенок, в общем-то, еще совсем маленький и он так же нуждается в заботе и понимании взрослых, и на свете есть еще такое огромное количество вещей, которым его надо научить. В этом возрасте очень важно, чтобы рядом с ребенком был любящий его взрослый. В противном случае, чувство ненужности может сформировать низкую самооценку. - от 12 до 15 лет – подростковый возраст. В подростковом возрасте ребенок, как никто другой, нуждается в заботе и любви, в тепле и уюте домашнего очага, в стабильности и защите. Конечно ребенок-подросток не так открыто выражает свои добрые и нежные чувства, но всем сердцем он жаждет принятия его таким, какой он есть (ведь он уже ощущает себя личностью) и понимания. Поэтому, если ребенок почувствует, что взрослые стремятся не столько «сделать из него человека», сколько понять его, то он сам будет заинтересован, чтобы контакт состоялся, и отношения сложились. И здесь достаточно взрослому вспомнить себя в подростковом возрасте, чтобы понять потребности ребенка. - от 15 до 18 лет – юность. В юношеском возрасте ребенок испытывает потребность в наставнике, советнике и покровителе. Ведь у него столько вопросов, которые он должен уже решать сам: куда пойти учиться, первые очарования и разочарования. Здесь ребенку необходимо, что бы рядом был человек, который поддержал в сложных ситуациях, подбодрил. Показал, как взаимодействовать в мире взрослых. Практика принятия ребенка в семью показывает, что зачастую ориентация на возраст в выборе ребенка играет не самую важную роль. Ведь ребенок, попавший в детский дом с рождения или живший в неблагополучной обстановке, лишен возможности пройти определенные возрастные этапы в гармонии и поэтому имеет «пробелы», которые усыновитель будет проходить с ним, как если бы приемный ребенок был в семье с рождения. Здесь большую роль играет умение создавать здоровую привязанность. А научиться привязанности можно проходя параллельно все этапы появления ребенка в семье от 0 до того возраста, в котором ребенок принят в семью. Чем больше выпавших граней сложится, тем крепче будет привязанность и счастливее родители и дети. Психологи также рекомендуют чтобы приемный ребенок был младше кровного. Это важно для сохранения иерархии в семье. |